Добро пожаловать!

Меню сайта
Категории раздела
Украшение класса к Новому году [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 105
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Работа над обогащением словаря учащихся в начальной школе.

      «Никогда еще дети не нуждались так в обогащении языком, как нуждаются они в эти годы в наши дни, когда жизнь всесторонне изменяется, создается множество нового и все требует новых  словесных форм,»- писал А.  М.  Горький в одной из своих статей. Они полностью сохраняют свое значение и в настоящее время. Мы, учителя начальных классов, в своей работе сталкиваемся с тем, что активный словарный запас младшего школьника беден, ограничен, многие слова, которые он употребляет в своей речи, неполноценны, его связная речь по  своему словарю часто примитивна. В семьях и взрослые, и дети перестали читать. Не имеют периодические подписные издания. Семейное чтение заменяется просмотром телепередач и игрой на компьютерах. То, что предлагают малышам,  часто не способствует развитию речи.

      Развитие речи учащихся -  это основа школьного обучения детей языку. Психолог Н. И. Жинкин писал: «Речь – это канал развития интеллекта…Чем раньше будет усвоен язык,  тем легче и полнее будут усваиваться  знания.»

      Современные дети  уже не те. Они «с рождения» начинают получать информацию с различных электронных источников: телевизоров, DVD-магнитофонов, компьютеров, мобильных телефонов, привыкают подобным образом воспринимать окружающую действительность. Психологи даже ввели такой термин как «клиповое мышление», для объяснения психических процессов, происходящих у нынешних детей. Современный учитель должен идти в ногу с современными технологиями, использовать эти особенности детского мышления на своих уроках.

      «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»,- гласит народная пословица.

Еще до появлении технологии мультимедиа эксперты по маркетингу, по результатам многочисленных экспериментов, обнаружили зависимость между методом усвоения материала и способностью воспроизвести приобретенные знания через какое-то время. Если материал был подан в звуковом виде, то человек мог запомнить около 1/4 информации, если информация была подана визуально - около 1/3. При комбинировании влияния (зрительного и слухового) запоминание повышалось до 1/2, а если человек вовлекался в активные действия в процессе изучения, то усвояемость материала повышалась до 75 %. В своей работе я руководствуюсь этими данными и уверенно могу сказать, что ожидаемые результаты исполняются, что применение мультимедиа значительно повышает эффективность обучения. Компьютерная среда дает возможность управлять учебной деятельностью ученика, его активностью.

      Лучшее, что существует из технических средств наглядного обучения, помогающих эффективному взаимодействию учителя с классом – это интерактивные доски. Интерактивная доска, с помощью специального маркера, позволяет перемещать по своей поверхности рисунки, фотографии, тексты. Копировать их, вращать, изменять их размер и форму. На ее поверхности можно не только рисовать, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты урока. Учителя  и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание. Младшим школьникам очень нравится работать с интерактивной доской, учиться становится интересно и увлекательно, что не скажешь про учащихся среднего и старшего звена, которые боятся быть  осмеянными при неудаче  в процессе работы на интерактивной доске. Нужно также отметить, что на этих уроках даже отстающие учащиеся незаметно для себя  изменяют свое поведение – с интересом следят за ходом урока, поднимают руку, чтобы тоже выйти к доске и выполнить задание учителя. Подсказывают одноклассникам, что и как делать. Здесь срабатывают факторы, связанные с повышением мотивации учащихся и наглядности представления материала. Интерактивная доска помогает ребятам преодолеть психологический барьер, неосознанный страх и стеснение у доски. Они  легко вовлекаются  в учебный процесс. Работая с доской, учащиеся легко и уверенно раскрывают свои способности, яркие стороны характера. В классе не остаётся равнодушных, все предметы становятся доступными и увлекательными.  Они начинают понимать более сложные темы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала, начинают работать более творчески.

      Интерактивная доска на уроке – это ценный способ сосредоточить и удержать внимание учащихся. Наглядность учёбы особенно ценно для работы с детьми с рассеянным вниманием, она целиком увлекает внимание. Ученики класса лучше усваивают материал. Применение интерактивной доски позволяет привлечь внимание к процессу обучения на всех этапах урока:

1.     Объяснение нового материала или инструктирование класса.

2.     Выполнения упражнений для закрепления нового материала.

3.     Обобщения и закрепления изученного материала.

4.     Контроль знаний, тестирование.

5.     Проверки домашнего задания.

            Возможности интерактивной доски мне очень помогают и на уроках русского языка, когда не приходится переписывать несколько раз, а только переставлять слова, предложении и абзацы при восстановлении деформированных  текстов, в словарно – орфографических упражнениях. Многократное прочитывание и прописывание трудных слов на уроке путем выполнения разных заданий к группе слов способствует прочному усвоению слова как лексической единицы, закреплению его в  активном словаре детей.

      При работе со словарными словами  провожу разные виды заданий,  что способствуют закреплению изученного материала   и обогащению активного словарного запаса  учеников. Интерактивная доска помогает быстро и эффективно  выполнять все виды  заданий. Например со словарным словом ветер можно провести следующие виды работ:

а) отгадать загадку:

Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь.

б) дать лексическое значение слова;

Ветер – движение потока воздуха в горизонтальном направлении.

в) подобрать однокоренные слова, поставить ударение, выделить корень, найти слабые позиции звуков, их место в слове:

Ветер, ветерок, ветрище, ветряк, ветрило, ветровое (стекло), ветреный, выветрить, проветрить.

в) разделить однокоренные слова на группы (по частям речи);

г) редактирование текста: в зависимости от содержания предложения вставить нужные слова из группы однокоренных слов:

И весел звучный лес, и … уж (дует, веет) ласково.

Осенью яростный … (срывает, рвет) с деревьев  последние листья.

На (слабом, теплом, легком) … тихо шелестят листья березки.

В весеннем лесу (свежий, прохладный, озорной) … свободно ( гуляет, играет, резвится).

д) работа со словами – синонимами: ветер,  вихрь, ураган,  бриз, буря, смерч. Поставить слова в порядке усиления ветра.

Вихрь – порывистый круговой ветер.

Ураган – самый сильный разрушительный ветер.

Буря – ненастье с сильным разрушительным ветром.

Смерч – сильный вихрь, поднимающий столбом воду, песок.

Бриз – местный слабый береговой ветер, дующий днем с моря на сушу, а ночью с суши на море.

е) Подбор фразеологизмов.

Ветер в голове – о легкомысленном, несерьезном человеке.

Бросать слова на ветер – говорить без  пользы или необдуманно.

Как ветром сдуло – о внезапном исчезновении кого–либо.

Прокатиться с ветерком – очень быстро, с большой скоростью.

ж) рисование ветра.

Рисуем  свечкой на листе бумаги предполагаемый ветер, затем листочек закрашиваем голубой краской.  Линии, проведенные свечкой, не закрашиваются. У всех получается разные виды ветра.

з)  Домашнее задание: найти и записать  пословицы и поговорки со  словом  ветер.

 На следующем уроке развития речи можно дать детям задание продолжить  рассказ по данному началу.

     Дуют над нами разные ветры. Они приносят нам и желанную прохладу, и удушливый зной. Это и легкий, приятный ветерок, и страшной силы ураган. Ветер бывает и нашим другом, и нашим врагом, и помощником, и разрушителем

 

Следующий вид работы – работа с группой слов, на основе которых строится весь  урок закрепления изученного материала. Письменные и устные чередования работ не вызывают утомления учащихся. Использование интерактивной доски лишь вызывает интерес к уроку.

      Баловать, баловство, место, новый, баловень, разместить, местный, новизна, балованный, новинка, новатор, уместный, избаловать, новость, новичок, баловник, баловной, заместить, местечко, новшество. 

Задания к группе слов:

  1. Чтение и объяснение значение незнакомых слов.
  2. Повторное чтение с постановкой ударения над словами.
  3.  Деление слов на группы ( по разным признакам): по частям речи, на группы однокоренных слов ( выделить корень, найти лишнее слово). 
  4. Нахождение орфограмм в однокоренных словах и проверочных  слов.
  5. Составление предложений со словами.

       Учебные задачи, решаемые на данном уроке, предполагают не только систематизацию в памяти учеников теоретических сведений об изученном языковом понятии, но и открытие новых знаний  об этом  понятии или явлении.

      Рациональная система задач, поставленная перед учащимися, помогает активизировать мыслительную деятельность учащихся, направить их усилие на преодоление возникающих трудностей, способствует расширению  словарного запаса.       Анализируя уроки, проводимые с использование интерактивной доски, можно отметить: высокую плотность урока, интенсивные смены видов деятельности. Уроки приобретают новую окраску, проходят эмоционально, выразительно, в игровой форме, что в итоге способствует повышению качества усвоения учебного материала.

 

Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz