Добро пожаловать!

Меню сайта
Категории раздела
Украшение класса к Новому году [0]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 105
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
ЧЕМ БОГАЧЕ И РАЗНООБРАЗНЕЕ МИР, ОКРУЖАЮЩИЙ РЕБЁНКА,
 ТЕМ БОГАЧЕ И РАЗНООБРАЗНЕЕ ЕГО ЛИЧНОСТЬ 
 
"Человек был и всегда остается сыном природы, и то, что роднит его с природой, должно использоваться для его приобщения к богатствам духовной культуры. Мир, окружающий ребенка,- это прежде всего мир природы с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума".
Сухомлинский В.А.

     Удивительный мир природы … Он встречает ребенка морем звуков и запахов, тысячами загадок и тайн, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься … Есть свои секреты и у поля, и у луга, и у тихой лесной речушки, и у крошечной лужицы, что остается на глинистой дороге в перелеске после сильного дождя. В процессе знакомства с природой пробуждается любознательность ребенка, рождается и крепнет бесценное свойство человеческой личности – наблюдательность. Какую бы профессию, став взрослым, ни выберет ребенок, эти качества для него всегда будут необходимы. В сегодняшней жизни. Спохватившись, что многое утеряно. Люди стали забывать о том, что они являются частью природы, бездуховность уже не прячется, а кричит о себе вовсю, редко встречается оптимистическое мировосприятие, и мы ищем пути выхода из этого нравственного кризиса в человеческом обществе. Этим объясняется актуальность проблемы, над которой я работаю. Дети входят в мир постепенно. Сначала это, действительно, дворик, но с выходом в детский сад, в кукольный театр, зоопарк; затем – это улица и встреча с мальчишками и девчонками из соседнего двора, групповые выходы в кино и на речку, любопытные взгляды на школу. Вместе с родными, близкими готовятся к встрече со школой, как к празднику. И очень важно не разочаровать их, не охладить восторга, не только в первый день, но и все четыре учебных года в начальной школе, суметь превратить для ученика в радость общения с товарищами, учителем и окружающим миром. Мир детской души … Простой и знакомый с первого взгляда, а в действительности очень сложный и неизведанный. В нем уже своя первая радость или первая горечь, первая правда или первая ложь. Какие первоклассники разные, разобщенные! Ссорятся, дерутся, бесконечно жалуются друг на друга даже по пустякам. И первейшая забота учителя начальных классов – сплотить эту разрозненную массу детей в единый дружный коллектив. В этом мне очень помогает совместное общение с природой. С первых дней стараюсь научить осознанно видеть заветное вокруг, узнавать в каждой травинке, в каждой капле дождя приметы огромной страны, подбирать те предметы и явления, которые могут не просто заинтересовать ученика, но и сделать его знакомство с миром природы источником радости. Дети приходят в школу осенью. Показываю им первые приметы осени - «золотые монетки» в тонких березовых прядях. Затем – листопад – яркое незабываемое зрелище. Ребята с удовольствием собирают опавшие листья. Они, скрепляя их черенками, мастерят пояса, гирлянды, шьют шапочки, составляют букеты, сушат. Узнают по листьям деревья. А сколько разных семян: тяжелые золотистые желуди у дуба, легкие крылатки – носики у клена, плотные зернышки внутри ягод рябины и круглые горошины в стручках акации … Вместе собираем эти семена чтобы зимой подкармливать птиц и изготавливать поделки на уроках трудового обучения. Особенно нравиться детям игра в путаницу. На столе раскладываем листья и семена: около дубового листочка – крылатки клена, рядом с еловой веточкой – желудь и т.д. Дети должны разложить семена и листья парами. Во втором классе игра усложняется, включаются карточки с силуэтами деревьев. В ходе наблюдения дети узнают, для чего у березы черные точечки, почему ее называют деревом – пионером; наша страна по площади лесов занимает первое место в мире, но какое дерево является «национальным деревом» и т. д. Всегда берем с собой в лес гостинцы для птичек и белок. Сколько тайн хранит в себе зимний лес! Ежегодно изготавливаем вместе с детьми кормушки для птиц, развешиваем их на деревьях в Лакреевском лесу, ежедневно насыпаем корм, наблюдаем за поведением синиц, поползней, дятла. А сколько радости у детей, когда птицы берут корм с ладошек. По выходным дети с гордостью ведут своих родителей в лес и кормят птиц вместе. А весной природные события сменяют друг друга ежедневно. Нужно только не пропустить эти маленькие, но не похожие один на другой праздники природы. Наш край – частица нашей Родины. Он связан со всеми городами и областями нашей необъятной страны. По Волге мчатся быстроходные ракеты, вверх и вниз идут красивые теплоходы, большие грузовые суда везут нефть, автомашины, лес. Поезда ходят в Москву, Казань, Алатырь … На самолете можно полететь в дальние края. Красива природа нашего края – много в нем лесов, полей и рек. Почти третью часть территории республики занимают леса. В них растут могучие дубы, рябина и калина, осина и много других деревьев. В лесах живут разные животные: косолапый медведь, хитрая лиса, жадные волки, большие лоси, кабаны, барсуки, белки с пушистыми хвостиками. Каких только птиц нет в лесу – глухари, тетерева, юркие рябчики, нарядные синички. Где-то недалеко дятел долбит дерево, ищет червей, вдали кукует кукушка. Летом в болотах выводят своих птенцов дикие утки, гуси, журавли, цапли и кулики, которые на зиму улетают в теплые страны. Богат наш край бесчисленными извилистыми ручейками. Из небольших ручейков возникают большие реки: Сура, Цивиль, Выла, Аниш, Кубня, Була, бездна. Все они текут в Волгу. А реках водятся окуни, язи, сазаны, красноперки, караси, стерляди, налимы, пескари. Хорошо сидеть в кустах с удочкой – успевай вытаскивать серебристых рыб из воды; тут, в кустах, на утренней зорьке слышны звонкие переливы соловья. Климат Чувашии умеренный: летом – жарко, зимой – холодно, земля покрывается толстым слоем снега. Весной широко разливаются реки, затопляя луга. Все это дети узнают на уроках природоведения. Изучение предмета начинаю с экскурсии «Окрестности нашей школы». Цель данной экскурсии – показ изменений, которые произошли в районе за последние годы. Дети узнают о прошлом и настоящем своего района, что красивые дома, магазины, музеи, детские городки и парки создаются большим трудом взрослыми. Основными методами преподавания является активные методы познания: наблюдения, экскурсии, практические работы, а ведущим методом всей работы – непосредственные наблюдения учащимися природных явлений. Мы с учениками систематически наблюдаем за сезонными явлениями природы, устанавливаем взаимосвязь между живой и неживой природой, а также хозяйственной деятельностью человека. Свои наблюдения фиксируем в общеклассном «Календаре природы и труда» и в индивидуальном «Дневнике наблюдений». Детей приучаю не только любить родной край, родную природу, но и беречь ее. Мы часто ходим с детьми в Лакреевский лес на уроках, на прогулках в группе продленного дня. Знать, любить и беречь – вот наше правило посещения леса. Сюда в выходные дни устремляется множество горожан. Уже само нахождение в лесу не может не сказаться на его здоровье. Шаги человека вызывают уплотнение почвы, вытаптыванию лесной подстилки. От этого очень страдают такие хрупкие травы, как пролеска, хохлатка, медуница, ветреница, гусиный лук, которых не встретишь, гуляя по аллеям парка. Они встречаются лишь в глубине леса. На их место пришли менее привлекательные, но стойкие к вытаптыванию виды растительности – вероника дубравная, ястребинка, ромашка, мятлик, тысячелистник, подорожник. Уплотнение почвы ослабляет рост и развитие деревьев, кустарников. 60% деревьев в Лакреевском лесу болеют. Эта цифра говорит сама за себя. Все в природе взаимосвязано. Нарушение в лесной флоре отрицательно сказывается на состояние фауны. В этом дети сами убеждаются во время прогулок и экскурсий «Как вы думаете почему …» - вот вопрос, задаваемый детям. Зимой подкармливаем птиц и белок. Постоянные наблюдения за природой, экскурсии, забота о домашних животных, уход за растениями, накопление материала по природоведению расширяет кругозор детей, их речь и мышление. Помогает воспитанию хороших духовных качеств. Сильные впечатления от встреч с природой пробуждает желание сделать что – то хорошее, восторг в сердце ребенка и рождает творчество и радость открытий. Придавая природе значение важнейшего источника развитие духовных сил ребенка, В.А. Сухомлинский вывел своеобразную формулу: «ПРИРОДА – ВООБРАЖЕНИЕ – ФАНТАЗИЯ – СКАЗКА – ТВОРЧЕСТВО». Эта формула – этапы восприятия природы на уроках творчества: - познание окружающей действительности в опоэтизированных образах; - путь к восприятию творческой личности ребенка. Уверенность этого положения В.А. Сухомлинский дает возможность использовать его па любом уроке, является ключевым моментом во всей моей учебно-воспитательной работе. Главное богатство любого края – это люди. Человек не может жить один. Высшее счастье и радость человеческая – общение с другими людьми. Встреча с человеком не проходит бесследно, он входит в душу. Очень важно, как ведет каждый ученик человека, что он открывает в нем, что оставляет в другом человеке и что оставляет в своем сердце от других людей. Всем известно, что самыми близкими людьми для каждого человека являются родители. Поэтому с первых дней знакомства веду работу над сплочением родительского и детского коллектива. Семья – это первая общественная ступень в жизни человека. Она с раннего возраста направляет сознание, волю, чувства детей. Впечатления детства оставляют след на всю жизнь. Детские переживания влияют на весь дальнейший уклад, на всю дальнейшую работу человека, хотя часто они остаются в области подсознания. Сила влияния семьи и в том, что оно осуществляется постоянно, длительное время и в самых различных ситуациях и условиях. Сила влияния родителей – в вере в них ребенка, в его убеждении, что близкие, любимые им люди всегда правы, а решения и поступки их всегда справедливы. Дети хотят походить на родителей и бессознательно им подражают. По моим наблюдениям дети младшего школьного возраста особенно нуждаются в общении со своими родителями, так как многие родители, отдав своих малышей в школу, считают, что они уже взрослые, вполне самостоятельные, перестают с ними общаться так, как хотелось бы детям. Они часто интересуются лишь отметками. Одним из распространенных недостатков в семейном воспитании становится в наше время культ вещей, приобретательство. А в последнее время все усугубляется материальной незащищенностью семьи. Все это влечет подавление детской самостоятельности, их творческой инициативы. Источником благополучия в семье, условием его правильного воспитания, счастливого детства является любовь к нему родителей. Дети очень чутко реагируют на любовь и ласку, остро переживают их дефицит. Истинная родительская любовь учит человека культуре чувств, пониманию добра, формирует чувство долга, отзывчивости. Любовь, ласка, нежность, которые ребенок воспринял в детстве, в последующем помогают правильно решать сложные жизненные проблемы, отраженным теплом согревают окружающих. В.А. Сухомлинский писал: «Человечность, сердечность чуткость, отзывчивость – это моральный иммунитет против зла приобретается лишь тогда, когда человек в раннем детстве прошел школу доброты, школу подлинно человеческих отношений …» Между тем в практике семейного воспитания нередко можно наблюдать случаи, когда родители очень любят детей, оберегают их от всяких трудностей, заботятся об их здоровье, питании, учебе, а дети вырастают грубыми, жестокими, эгоистичными, и в первую очередь это проявляется в отношениях к родителям. Как правило, в этих случаях виновата не любовь сама по себе, а безрассудство любви. Родители сами ставят детей в такие условия, при которых из них никого, кроме эгоистов, не могло вырасти. Любовь родителей предполагает участие ребенка в жизни в семьи, а родителей – в жизни ребенка. И родители, и дети должны иметь в семье свою долю труда и свою долю отдыха. Как ненормально, когда родители ради своих удовольствий забывают о детях, точно так же ненормально, когда в семье только дети отдыхают, развлекаются, а на долю родителей выпадает лишь труд. В воспитании детей младшего школьного возраста авторитет родителей основывается на уверенности детей в правоте родителей, на стремлении подражать их действиям и поступкам. Кто не слышал, как увлеченно дети, иногда принимая желаемое за действительное, рассказывают о своих родителях. Восторженно отзываясь о хороших поступках и делах родителей, дети не только гордиться ими, но и как будто утверждают себя их поведение образцом для подражания. «Я буду смелым, как папа!». Главным здесь становиться нравственный облик родителей. Дети всегда хотят видеть в них высокие моральные качества: мужество и скромность, общительную активность и трудолюбие, честность и справедливость, чувство долга и доброжелательность к людям, богатство знаний и культуру поведения, моральную и физическую чистоплотность. Даже в малом возрасте дети стараются копировать своих родителей и близких. Поэтому с первых дней знакомства я веду постоянную работу над сплочением родительского и детского коллектива через проведение праздников, экскурсий, лыжных прогулок, походов, посещения театров, концертов, выставок, где собираются обычно 60-80 человек. Приходят полными семьями, с бабушками и дедушками. И что замечательно при этом – родители видят своих детей среди остальных детей. Иногда им приходиться, может быть и краснеть. Обычно родителям кажется, что их ребенок лучше всех. Ребенок может быть самым – самым в семье, а среди сверстников может быть и не самым лучшим. Стараюсь родителям внушать, что пока их дети нуждаются в их общении, одобрении или неодобрении, проводить больше времени с ними. В средних классах у детей появляются свои друзья, свои интересы, присутствие родителей на разных мероприятиях будет тяготить. Традиционными стали такие праздники, как: - «Праздник осени», который проводиться в начале октября, ко дню рождения пожилых людей. Ведь часто бабушки и дедушки остаются вне внимания. Изготавливаем специальные пригласительные открытки, где лично по имени, отчеству пишем приглашение. Читаем им стихи, посвящаем песни, танцы, приглашаем них на вальс, дарим подарки, сделанные своими руками, угощаем чаем. Как приятно видеть радость, счастье, улыбку в их лицах и лицах взрослых детей и внуков. С какой гордостью вальсируют внуки со старшим поколением. Когда и где еще их взрослые дети кружились с ними в вальсе? Здесь каждый открывает родном человеке что – то новое, смотрит другими глазами. И часто бабушки благодарят за доставленную им радость. Говорят: «Мы вспомнили свою молодость. Получили большой заряд бодрости». А как переживают те дети, у которых бабушки и дедушки находятся далеко и не могли присутствовать на празднике; - спортивные праздники, где участникам от 5 до 55 лет; - новогодний вечер, где ведущие и действующие лица сами родители. Родители сами репетируют после работы, готовят новогодние костюмы. Дед Мороз, отец Бориса Майорова, после новогодней ёлки признался: «Это был самый счастливый день в моей жизни»; - поход в лес в конце учебного года, который дети и родители ждут весь год. И часто в этих походах родители забывают о своем возрасте. Вместе с детьми играют в футбол, в волейбол, и в другие игры; - праздники, посвященные труду, на которых родители рассказывают о своих профессиях и показывают свои умения. К этим праздникам родители и дети готовят поделки, стихи, пословицы и поговорки. Так, артист ТЮЗа Павлов В.И. рассказал о нелегкой профессии актера, показал фотоснимки, где запечатлены сцены из спектаклей. Очень интересно осветила профессию повара Степанова В.Н. и показала, какие красочные украшения можно сделать из овощей. Всем понравились розы, сделанные из сырого картофеля, подкрашенные свекольным соком, кувшинки и астры из репчатого лука, а хворост, что приготовила Вера Николаевна ели все с удовольствием. На этих мероприятиях сближаются не только дети, но и их родители. Как часто можно видеть родителей из одного класса, встречающих своих детей после второй смены, стоящих поодиночке. Им не о чем поговорить друг с другом. Совсем иная картина в классах, где ведется работа над сплочением детского и родительского коллектива. Родители вновь поступивших в наш класс детей отмечают высокое активное участие родителей в жизни класса. Встреча с интересными людьми стали одной из наиболее эффективных форм работы. Новогодним подарком для родителей и учеников класса была пьеса М.Н. Юхма «непослушный цыпленок Шип». На этом новогоднем представлении присутствовал сам автор. Михаил Николаевич рассказал о своей деятельности, о последних работах, вручил юным артистам книжки «Улица братьев Алексеевых» с автографом и буклеты. Мои ученики уже к концу первого года обучения научились наблюдать, видеть происходящее вокруг них, замечать незаметное в обычных условиях. Увиденным дети стараются делиться с друзьями, с учителем. Так, вначале весны узнали, что в народе март называют месяцем света, апрель – месяцем воды, май – месяцем цветов. В конце весны сами объяснили, почему их так называют. Если раньше они могли пройти мимо набухшей почки, нераспустившейся мать – и – мачехи, молоденькой травки, то теперь все это их радует. Они в маленьких, только что появившихся росточках стараются узнать, что здесь вырастет. Вот листочки крапивы, одуванчика, тюльпана. Вот стоят березки в зеленой дымке, распустились на веточках ивы шелковистые пуховки, а липы все еще не проснулись от зимней спячки. На пригреве зазеленела молодая травка, мягкая, шелковистая. Аркадий заметил: «А летом можно ею порезаться». Катя воскликнула: «А как хорошо пахнет свежей травой!» Вероника, слабенькая девочка, которой учеба дается с трудом, заметила: «Тут травка зеленая. А там, под кустами, ещё лежит лёд». И всем было интересно посмотреть на этот маленький кусочек льда. Тут увидели первую бабочку лимонницу, бежавших по березке хлопотливых муравьев, нашли «божью коровку». В Лакреевском лесу во время прогулки заметили, как мало осталось лесных подснежников, хохлаток, медуниц, ветреницы, чистяка. На окраине, где почва уплотнена людьми, их совсем не видно. Чувствование красоты природы, активное творение прекрасного является драгоценными упражнениями юной души, необходимыми для того, чтобы каждый ученик стремился видеть красоту человека и его души, стремился утвердить прекрасное в самом себе.
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz