Учебный предмет "Литературное чтение"
В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:
· Способ чтения: чтение целыми словами.
· Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.
· Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.
· Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.
В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность. Выставление цифровой отметки по технике чтения не рекомендуется.
Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. При выборе текста осуществляется подсчет количества слов (слово "средней" длины равно 6 знакам, к знакам относят как букву, так и пробел между словами). При проверке учащиеся читают вслух не менее 2-х мин, чтобы получить результат чтения за минуту число слов необходимо разделить на затраченное время.
Примечание. Более высокая степень точности диагностики темпа чтения достигается при подсчете знаков (букв и пробелов): подсчитывается количество знаков и результат делится на длину среднего слова - 6,4 знака.
Оценивание навыка чтения вслух в 1-м классе
Общая оценка |
Способ чтения |
Темп чтения, при котором осознает текст |
Чтение без ошибок |
Осознанность чтения |
"Справился" |
Слоговой способ чтения |
25 - 30 сл/мин |
Не более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) |
Понимание значения отдельных слов и предложений |
"Не справился" |
Слоговой способ чтения |
Менее 25-30 сл/мин |
Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) |
Непонимание значений отдельных слов и предложений. |
Оценивание навыка чтения вслух во 2-4-х классах
Класс |
Общая оценка |
Ответы по содержанию текста |
Чтение без ошибок |
Выразительность чтения |
Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста |
2 |
«Справился» |
Осознание общего смысла прочитанного текста |
Наличие не более 4-5 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) |
Умение использовать паузы, соответствующие знакам препинания, интонации, передающие характерные особенности героев |
Не менее 45 сл/мин |
«Не справился» |
Непонимание общего смысла прочитанного теста |
Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) |
Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности |
Менее 45 сл/мин |
|
3 |
«Спра-вился» |
Осознание общего смысла прочитанного текста |
Наличие не более 4-5 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) |
Использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка |
Не менее 65 сл/мин |
«Не справи-лся» |
Непонимание общего смысла прочитанного теста |
Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) |
Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности |
Менее 65 сл/мин |
|
4 |
«Спра-вился» |
Осознание общего смысла прочитанного текста |
Наличие не более 4-5 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) |
Самостоятельный выбор элементарных средств выразительности |
Не менее 80 сл/мин |
«Не справи-лся» |
Непонимание общего смысла прочитанного теста |
Более 4 ошибок (искажения читаемых слов, неправильная постановка ударений) |
Монотонность чтения, отсутствие средств выразительности |
Менее 80 сл/мин |
Примечания. Оценка «не справился» выставляется в том случае, если не сформировано более двух качеств навыка чтения.
Проверка выразительности чтения в 3 классе производится на подготовленном тексте.
Для проверки навыка чтения про себя подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты, а также вопросы и задания к ним.
Оценивание навыка чтения про себя во 3-4-х классах
Класс |
Общая оценка |
Ответы по содержанию |
Темп чтения, при котором осознает основную мысль текста |
3 |
«Справился» |
Правильно выполнено не менее 25% заданий |
Не менее 85 сл/мин |
«Не справился» |
Правильно выполнено менее 25% заданий |
Менее 85 сл/мин |
|
4 |
«Справился» |
Правильно выполнено не менее 25% заданий |
Не менее 115 сл/мин |
«Не справился» |
Правильно выполнено менее 25% заданий |
Менее 115 сл/мин |
Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:
· выразительное чтение текста;
· пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);
· выразительное чтение наизусть;
· составление простого плана;
· создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;
· работа с детской книгой и т.д.
В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.
Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
- искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
- неправильная постановка ударений (более двух);
- чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
- неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
- нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
- нетвердое знание наизусть подготовленного текста;
- монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочеты:
- не более двух неправильных ударений;
- отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;
- осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;
- неточности при формулировке основной мысли произведения;
- нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.